Аполлон-16.
Часть 2-я. Первый день на Луне.
На этом снимке (AS16-113-18296),
сделанном через левый
иллюминатор, — гора Стоун Маунтин, на переднем плане
— сопло двигателя системы ориентации.

На этом снимке (AS16-113-18300) сверху справа видна светлая
полоса грунта - выброс породы от метеоритного удара,
образовавшего
кратер Южный Луч.

На этом снимке: Вид из правого иллюминатора, открывшийся взгляду
Чарльза
Дьюка.
На шестой день миссии после
завтрака Янг
и Дьюк начали подготовку к первому выходу на поверхность. Проверив
герметичность скафандров, астронавты начали
разгерметизацию кабины "Ориона". Джон Янг открыл люк, выбрался на
площадку над лестницей
и выбросил мешок с мусором. Дьюк включил 16-мм кинокамеру в кабине
лунного модуля (снятое ею видео удалось найти просто чудом),
Янг с помощью
троса с крючком опустил на лунную поверхность чемоданчик с фотокамерами
и начал спускаться по
лестнице. Шагнув с тарелки опоры «Ориона» в лунную
пыль, он сказал: "А вот и ты, загадочный и неизвестный Декарт. Горные
равнины. Аполлон-16 изменит представления о тебе. Я очень рад, что
Братца Кролика
бросили сюда, в его родной терновый куст" (чтобы понять смысл этой
фразы
Джона читаем эту книгу на странице 16).

Вскоре по лестнице стал спускаться и Дьюк. Он отметил, что Янг едва не
посадил лунный модуль на большой, полметра в поперечнике, камень,
который лежал возле одной из опор. Янг порекомендовал ему лучше
полюбоваться 25-метровым кратером сразу позади
«Ориона»,
в который они едва не угодили. Сделав первый шаг и обращаясь к
оператору связи в ЦУПе, Дьюк произнёс: «Фантастически! О,
этот
первый шаг по лунной поверхности восхитителен, Тони! Мы оставляем следы
около 1 см глубиной, не поднимая много пыли». Дьюк стал
десятым и
самым молодым человеком, ступившим на Луну. На тот момент ему было 36
лет.

Первоочередной задачей астронавтов была выгрузка лунного ровера.
Пробная поездка показала, что не работал рулевой
механизм задних колёс. Если бы из строя вышел рулевой механизм и
передних колёс, то план был таким: ехать по прямой пока это возможно, а
потом менять направление, вручную поворачивая ровер. И
так столько раз, сколько потребуется. Всё равно это было лучше, чем
идти пешком. На снимке - LRV (Lunar Roving Vehicle). Фотомонтаж из
снимков AS16-114-18453 и AS16-114-18454.

Дьюк поставил на лунный ровер передатчик информации,
устройство управления телевизионной камерой по командам с Земли, саму
телекамеру и две антенны. Качество радиосвязи с астронавтами сразу
улучшилось. Выше фотомонтаж из трёх снимков (AS16-107-17435,
AS16-107-17436
и AS16-107-17437).

Затем Джон Янг выгрузил и установил в тени лунного модуля "Орион"
ультрафиолетовую фотокамеру-телескоп.

А также он разместил в тарелке опоры
«Ориона» детектор космических лучей.

Далее Джон Янг собрал и установил флаг США. Когда Янг стал расправлять
флаг, едва не разъединились верхняя и нижняя секции флагштока, и флаг
чуть не упал. На послеполётной пресс-конференции астронавт говорил, что
телекамера «Ровера» в тот момент была нацелена на
него, и он очень боялся извалять флаг в лунной пыли и, не дай Бог,
наступить на него. В итоге он установил флаг рядом с большим камнем.
Дьюк попросил Янга
показать, как отдают большое военно-морское воинское приветствие. Янг
дважды высоко прыгнул и отсалютовал флагу в прыжке. Первый раз он
выпрыгнул на 42 см вверх, второй раз — на 34 см.

Затем астронавты поменялись местами. «Я бы хотел увидеть
воинское приветствие военно-воздушных сил, Чарли, но я не думаю, что
там это делают», — сказал Джон Янг. Дьюк ответил:
«Да, сэр, мы делаем». И, в свою очередь,
отсалютовал флагу, но стоя на месте.

Чарльз Дьюк тем временем выгрузил из лунного модуля комплект научных
приборов ALSEP (англ. Apollo Lunar Surface Experiments Package).
Выгрузив, он закинул вдаль ручки для переноски двух пакетов ALSEP,
сообщив в Хьюстон, что он теперь будет выступать на Олимпийских играх в
метании молота, потому что ручки улетели метров на 200, образовав при
падении кратеры. На снимке: Центральная станция ALSEP и
случайно оборванный Янгом у самого основания кабель
прибора для изучения тепловых потоков в лунном грунте.
Во время переноски пакетов ALSEP частота пульса у Дьюка достигла 160
ударов в минуту. Когда он прошёл всего около 20 метров, правый пакет
сорвался с перекладины, упал в лунную пыль и скатился в неглубокий
кратер. Дьюк качнулся влево, чтобы сохранить равновесие и удержать
вторую коробку. Он отряхнул упавший пакет от пыли и снова закрепил на
перекладине.

Джон Янг с ALSEP (на заднем плане). На этом снимке Янг упаковывает
образец лунного грунта на станции ALSEP во время EVA-1. За левым локтем
Джона виден бур для работы с лунной поверхностью. Квадратная коробка за
сверлом - часть эксперимента по тепловым потокам (HFE). Темный объект
на заднем плане - радиоизотопный термоэлектрический генератор. Справа
от астронавта - стойка с бурами и штангами.

На переднем плане снимка (AS16-113-18378) — миномёт
для
активного сейсмического эксперимента. Почти через месяц после того, как
астронавты покинут Луну, из этого миномёта, по команде с
Земли,
будут выпущены три гранаты для глубинного зондирования Луны. А лунные
сейсмометры передадут записи трёх лунотрясений на Землю.

Далее Дьюк приступил к бурению отверстия для забора глубокой пробы
грунта. Дьюк пробурил отверстие на глубину 2 м 24 см и затем извлёк
глубокую пробу с помощью специального домкрата, который был разработан
с учётом уроков миссии «Аполлон-15». Янг тем временем
установил магнитометр, сориентировал и активировал
центральную станцию ALSEP. На снимке: Трехдатчиковый магнитометр.
Слева в нижней части снимка видна тень Чарли Дьюка, справа в верхней
части снимка виден Джон Янг (верхняя часть его туловища, нижняя скрыта
неровностью рельефа).

Затем оба астронавта протянули кабель с тремя селенофонами для
активного сейсмического эксперимента. Первый селенофон был установлен
на расстоянии 3,5 м от центральной станции, второй на 45 м дальше, и
третий ещё через 45 м. Кабель нужно было уложить строго по прямой
линии. Поэтому Янг заранее, ещё до размещения других приборов ALSEP,
проехал на «Ровере» 100 метров по прямой. Кабель
уложили
параллельно следам луномобиля. На снимке: протянутый селенофонный
кабель. В центре снимка вдали виден Джон Янг на дальнем конце
кабеля.

Затем Янг, продвигаясь вдоль кабеля, по очереди, примерно через каждые
4,5 м, подорвал 19 небольших зарядов. Эти заряды располагались на
специальной плате на конце длинной трости, которая называлась
«колотушка» (англ. thumper). Перед каждым подрывом
оба
астронавта на 10 секунд замирали неподвижно, чтобы затухли колебания
грунта от их шагов. На снимке: на переднем плане трехдатчиковый
магнитометр,
на заднем плане — центральная станция ALSEP и и тёмный корпус
радиоизотопного термоэлектрического генератора. Джон Янг делает подрыв
последнего заряда.

В центре снимка (AS16-113-18366) Rover с изображением крупной
брекчии на стороне Чарли Дьюка. Дрель лунного бура, рукоятками
опирающаяся на грунт, видна по центру ниже.

Ультрафиолетовые наблюдения звёздного неба впервые были выполнены на
поверхности Луны в апреле 1972 года астронавтами Аполлона-16. Для них
использовалcя 22-килограммовый инструмент под названием UVC (Far
Ultraviolet Camera/Spectrograph). Он представлял собой позолоченный
трехдюймовый телескоп с подсоединенной к нему фотокамерой, с полем
зрения 20 градусов. Во избежание перегрева UVC разместили в тени,
отбрасываемой лунным модулем.

Примерно через четыре часа после начала первого выхода на поверхность
Луны астронавты отправились в первую поездку на ровере. На снимке: Панорама места
прилунения Аполлона-16 с лунным ровером на переднем плане.

Им предстояло ехать прямо на запад (в противоположную от солнца
сторону), к кратеру Плам диаметром около 40 метров, расположенному на
кромке кратера Флэг
(290 метров в поперечнике). На послеполётной пресс-конференции Янг
рассказывал, что ехать на запад, по солнцу, было очень сложно. Все
детали рельефа в этом направлении были размыты. Большие камни и валуны
были видны, но кратеры и ступеньки совершенно неразличимы. И он боялся
ехать быстрее 4—5 км/ч. На рисунке: план
места прилунения Аполлона-16 (по ссылке он доступен в высоком
разрешении).

Работая у кратера Плам, Дьюк заметил, что под тонким слоем серого
реголита, глубже 1 см, лежит грунт белого цвета. На снимке: Янг ногами
разгрёб поверхностный слой серого реголита, под которым был виден белый
грунт.

На
краю кратера Плам Янг
молотком отколол кусок от большого валуна. На снимке: Янг готовится
молотком отколоть кусок от валуна.

Под занавес работы в этом месте Хьюстон попросил астронавтов подобрать
большой камень, лежавший недалеко от ровера. Янг и Дьюк предупредили
ЦУП, что камень имеет размеры футбольного мяча и потянет не менее чем
на 9 кг, но получили подтверждение забрать его с собой.

Его подобрал Чарли Дьюк, закатив одной рукой по правой ноге. Позднее
эта брекчия была названа «Большой Мюли» в честь
главного
геолога-исследователя миссии Билла Мюльбергера. «Большой
Мюли», массой 11,7 кг, превзошёл
«Великого Скотта»
(9,6 кг), подобранного командиром Аполлона-15 Дэвидом Скоттом на краю
каньона Хэдли Рилл, и «Большую Берту» (9,0 кг),
привезённую
экипажем Аполлона-14. На
снимке: Чарльз Дьюк у кратера Плам.

«Большой
Мюли» стал самым массивным камнем из всех,
доставленных с Луны Аполлонами. На снимке: «Большой
Мюли».

От кратера Плам астронавты поехали назад. Они уже отставали от графика
на 24 минуты. Поэтому следующую остановку (Station 2) у кратера Spook, решено было сократить.
Ехать обратно против слепящего солнца было тоже сложно, хотя кратеры
были видны гораздо лучше. Янг ехал по следам ровера, и на отдельных
участках скорость достигала 11 км/ч. Вскоре они остановились посередине
между кратерами Buster и Spook. Всего они проехали 2,8 км, до лунного
модуля по прямой оставалось 0,8 км. Дьюк сделал
несколько снимков (от AS16-109-17811 до
AS16-109-17827), чтобы на Земле
из них можно было
склеить панораму (в конце виден кратер
Buster, 90 м в диаметре).
А я смонтировал: AS16-109-17813, AS16-109-17814 и AS16-109-17815.
На Ютубе нашлось видео снятое на этом месте (Station 2) телекамерой
ровера.

После возвращения к лунному модулю, астронавты по плану устроили так
называемый "гран-при". Янг совершил демонстрационную поездку на ровере,
выполняя заранее оговорённые на Земле манёвры, а Дьюк заснял всё это на
16-мм кинокамеру. На снимке: Джон Янг во время заезда "гран-при".
Современные технологии обработки видео позволяют насладиться зрелищем этого заезда в полной мере.

Первая ВКД продолжалась 7 часов 11 минут 2 секунды. Астронавты проехали
на ровере 4,2 км. Луномобиль находился в движении в общей сложности 43
минуты и стоял на всех остановках 3 часа 39 минут. Было собрано 29,9 кг
образцов лунного грунта. На снимке (AS16-115-18549): ровер возвращается к лунному модулю.

Астронавты, насколько это было возможно, почистили друг друга щёткой от
лунной пыли и загрузили в кабину лунного модуля контейнер с собранными
геологическими образцами, секции глубокой пробы грунта, чемоданчик с
фотокамерами и отснятой плёнкой. Первым в кабину
«Ориона» поднялся Дьюк, за ним — Янг. Несмотря на
старания астронавтов, они всё равно занесли на скафандрах в кабину
очень много лунной пыли, которая пахла, как порох. Астронавты заправили
ранцы портативной системы жизнеобеспечения водой и кислородом и
ответили на вопросы специалистов (по селенологии). На снимке: район первой ВКД (EVA-1).

Начальник отряда астронавтов Дик Слейтон, занявший на время место
оператора связи, сообщил Янгу и Дьюку, что вторая ВКД на следующий день
будет продолжаться тоже около семи часов, а третья в последний день
— около пяти. Общее время пребывания на Луне, по оценкам
Хьюстона, должно было составить около 71 часа. После этого ЦУП пожелал
астронавтам крепкого сна. На снимке: Дональд «Дик» Слейтон.
|