Аполлон-16. Часть 1-я. Подготовка, старт и полёт к Луне.![]() В
центре эмблемы Аполлона-16 расположен геральдический щит, подобный
тому, что на государственном гербе США. Щит и другой элемент герба
— белоголовый орлан — подчеркивают патриотизм
экипажа.
Фоном эмблемы служит лунная поверхность. Командный дух экипажа, дух
НАСА символизирует традиционная эмблема аэронавтики, взятая с логотипа
космического агентства — сдвоенный шеврон. Цвет
шеврона на
эмблеме изменен с оригинального алого на золотистый. 16 звезд на
бордюре эмблемы напоминают о номере корабля Apollo-16. Дизайн
был
создан художником НАСА Барбарой Мательски
(Barbara A. Matelski) на основе идей, представленных
тремя членами основного экипажа.
![]() Основной экипаж корабля Аполлон-16: Джон Янг, Чарльз Дьюк и Томас (Кен) Маттингли. ![]() Официальная предполётная фотография основного экипажа лунной экспедиции Аполлон-16. Слева направо: Томас (Кен) Маттингли, пилот командного модуля; Джон Янг, командир корабля; и Чарльз Дьюк (младший), пилот лунного модуля. ![]() Джон Янг (слева), Чарльз Дьюк и Кен Маттингли позируют на ступеньках тренажера (симулятора) командного модуля. 3 декабря 1971 года. Здесь и далее чёрно-белые снимки из архивов НАСА раскрашены AI на основе нейросетей. ![]() Кен Маттингли, Джон Янг, техник по костюмам Клайд Тиг и Чарльз Дьюк позируют на ступеньках тренажера (симулятора) командного модуля. 3 декабря 1971 года. ![]() Джон Янг (слева), Кен Маттингли и Чарльз Дьюк позируют для неформальной фотографии с лунным глобусом. И нет, Джон не указывает пальцем на место посадки, если вы это предположили. ![]() Чарльз Дьюк (слева), Кен Маттингли и Джон Янг позируют перед VAB во время второго вывоза РН Сатурн-5 на стартовую площадку. 9 февраля 1972 года. ![]() Дублирующий экипаж Аполлона-16 позирует на ступенях тренажера (симулятора) командного модуля. Слева направо: Стюард Руса (пилот командного модуля), Фред Хэйс (командир корабля), Эдгар Митчел (пилот лунного модуля). ![]() Джон Янг изучает геологический образец во время передвижения в кратере Моно, Калифорния. 10-11 июня 1971 года. ![]() Чарльз Дьюк (слева) и Джон Янг (справа) во время геологической экскурсии в Садбери, Канада. Попутно они отрабатывают навыки обращения с лунными камерами Хассельблад. 7-9 июля 1971 г. ![]() Чарльз Дьюк (слева) и Джон Янг (справа) на борту ровера LRV во время его проверки перед укладкой в багажный отсек LM Apollo. 2 ноября 1971 года. ![]() Чарльз Дьюк (на переднем плане) и Джон Янг (за колесами) осматривают лунный Rover во время его укладки в багажный отсек лунного модуля. В отличие от других людей на снимке, на руках Джона и Чарльза надеты перчатки от скафандров. Поскольку на Луне они будут обращаться с LRV только в перчатках, важно, чтобы они с самого начала получали правильный опыт. 12 ноября 1971 г. ![]() Джон Янг использует правую ленту во время тренировочного развертывания LRV. Чарльз находится за кадром справа и слегка натягивает трос, прикрепленный к центру кормовой секции. Кормовая секция шасси и колеса этой секции полностью развернуты. Обратите внимание на шланг охлаждения с красно-белыми полосками, спускающийся с потолка, и кабель связи, примотанный к шлангу охлаждения. Снимок сделан 28 января 1972 года. ![]() Чарльз Дьюк (слева) и Джон Янг позируют на тренажере LRV. Лунный портативный магнитометр (LPM) установлен на геопаллете за сиденьем Чарли. У него на груди хорошо видна верхняя часть камеры Хассельблад. Возле левого переднего колеса ровера видна щетка для удаления пыли. 22 декабря 1971 г. ![]() Чарльз Дьюк (слева), Джон Янг и Кен Маттингли позируют с тренажером LRV в районе мыса Канаверал, где экипажи отрабатывали геологические процедуры. Обратите внимание на блоки базальта. 2 марта 1972 г. ![]() Эта фотография сделана в том же месте и в то же время, но с другого ракурса. Здесь базальтовые блоки видны лучше, чем на предыдущем снимке. ![]() Джон (слева) держит флаг США, а Чарли (справа) готовится к съемке туристов. Обратите внимание на члена группы поддержки, стоящего на вершине макета LM и держащего кабели подальше от тренажера LRV. 22 ноября 1971 года. ![]() Джон Янг работает в задней части тренажера 1-g LRV на мысе Канаверал. Возможно, он укладывает катушку с кабелем для лунного портативного магнитометра (LPM). 22 декабря 1971 года. ![]() Чарльз Дьюк тренируется с камерой Hasselblad, оснащенной 500-мм объективом. Видоискателя нет, и камеру приходится наводить на цель, прицеливаясь через кольцевой прицел сверху. Во время полета у Чарли возникли проблемы с тем, чтобы держать камеру ровно. Многие из его 500-миллиметровых снимков смазаны при движении. 2 марта 1972 года. ![]() Джон Янг (слева) готовится к сбору образцов с помощью контактного пробоотборника. Идея состоит в том, чтобы собрать нетронутый образец самого верхнего слоя почвы. Техник в левой части фотографии держит то, что может быть шлангом охлаждающей Джона воды. Позади Джона видна тень другого техника, который держит воздушный шланг и кабель связи Джона. Три шланга Чарли выходят за пределы фотографии справа. Фотография датирована 31 марта 1972 года, но, очевидно, это та же сессия, что и на предыдущем снимке, датированная 2 марта 1972 года. ![]() Джон Янг тренируется с ультрафиолетовым телескопом. После выравнивания и юстировки камеры Джон навел её на нужные цели с помощью винтов, связанных со шкалой высоты в верхней части камеры, обращенной к нам, и шкалой азимута, обведенной вокруг основания. Кабель, уходящий за пределы фотографии справа, вероятно, соединяет камеру с батареей. На Луне камеру пришлось развернуть в тени LM, а батарею расположить на солнечном свету. 22 декабря 1971 года. ![]() Чарльз Дьюк упражняется с дрелью для бурения лунного грунта во время тренировки на мысе Канаверал (ap16-71-H-1848 раскрашен и расширен нейросетью). ![]() Техник (в белых перчатках) показывает табличку из нержавеющей стали с надписью "Аполлон-16" перед установкой на лестничную стойку LM. 10 апреля 1972 года. ![]() Слева направо: доктор Фред Хёрц (эксперт по ударной механике), Чарли Дьюк (рука на подбородке), Джон Янг, пилот командного модуля дублёров Стюард Руза (стоит), доктор Стэн Зиск (эксперт MIT по радиолокационному картированию лунной поверхности), пилот лунного модуля дублёров Эд Митчелл (скрыт Зиском) и Кен Мэттингли рассматривают планы миссии. Это подлинная редакция снимка (хоть и раскрашенная нейронкой), на сайте НАСА почему-то выложена его зеркальная версия (что ясно по надписям на листе бумаги и кружке, по часам на правой руке Дьюка и по рубашке Руза, застёгнутой на женскую сторону). ![]() Кен Маттингли (слева), Джон Янг и Чарли Дьюк позируют с макетом командного модуля на борту "Ретривера". 22 марта 1972 года. ![]() Кен Маттингли (слева) и Джон Янг на борту "Ретривера". 22 марта 1972 года. ![]() Чарльз Дьюк (слева), Джон Янг (в центре) и Кен Маттингли на борту "Ретривера". 22 марта 1972 года. ![]() Джон Янг во время геологической экскурсии в Садбери, Канада. 7-9 июля 1971 года. Фотомонтаж из двух снимков ap16-S71-54564 (фон) и ap16-S71-39833 (Янг). ![]() Чарли Дьюк отдыхает во время подготовки к демонстрационным испытаниям обратного отсчета перед стартом. 29 марта 1972 года. ![]() Чарльз Дьюк с газетой в руках на завтраке перед запуском на Луну. 16 апреля 1972 года. ![]() Кен Маттингли делает пометки в своем полётном контрольном списке во время проверки давления в скафандре для демонстрационного испытания "Обратный отсчет". Фотография сделана 31 марта 1972 года. ![]() Экипаж Аполлона-16: Джон Янг, Кен Маттингли и Чарли Дьюк позируют фотографам после предполетной пресс-конференции. ![]() Джон Янг показывает большой палец вверх доброжелателям, собравшимся в коридоре MSOB (Manned Spacecraft Operations Building), когда он, Кен Маттингли и Чарльз Дьюк садятся в фургон для перевозки на площадку в день старта 16 апреля 1972 года. ![]() На этой фотографии астронавты Аполлона-16 садятся в фургон для отправки на космодром, но не в день старта, а в день демонстрационного теста "Обратного отсчёта". ![]() Первый вывоз на стартовую площадку ракеты Сатурн-5 с кораблём Аполлон-16. 13 декабря 1971 года. Испытания на стартовом столе привели к разрушению одной из тефлоновых камер токсичного топлива для двигателей системы ориентации командного модуля. Впервые за всё время осуществления программы «Аполлон» было принято решение возвратить ракету-носитель со стартовой площадки в здание вертикальной сборки, а запуск, запланированный на 17 марта 1972 года, отложить примерно на месяц. ![]() Это тот же вывоз на стартовую позицию РН Сатурн-5 с кораблём Аполлон-16 13 декабря 1971 года, но с другого ракурса. ![]() И это тот же первый вывоз РН Сатурн-5 с кораблём Аполлон-16 на стартовую позицию 13 декабря 1971 года. Вид сверху. ![]() Второй (окончательный) вывоз РН Сатурн-5 с кораблём Аполлон-16 на стартовую позицию. ![]() Старт ракеты Сатурн-5 с кораблём Аполлон-16 на Луну. 16 апреля 1972 года в 17:54:00 UTC. ![]() Взлет РН Сатурн-5 с кораблём Аполлон-16 с башенной камеры. 16 апреля 1972 года. ![]() Взлет РН "Сатурн-5" с кораблём Аполлон-16. 16 апреля 1972 года. ![]() Фотография того же старта с другого ракурса. 16 апреля 1972 года. ![]() Руководители полетов Джин Кранц (слева) и Джерри Гриффин в комнате управления полетами (КОП) во время запуска корабля Аполлон-16. 16 апреля 1972 года. ![]() Через 11 минут 40 секунд полётного времени корабль Аполлон-16 (вместе с третьей ступенью ракеты Сатурн-5) вышел на расчётную околоземную орбиту высотой 163 км на 169 км. На снимке: Вид Земли с орбиты до перехода Аполлона-16 на траекторию полёта к Луне. ![]() Через 2 часа 33 минуты после старта (полтора витка орбиты) был включён двигатель третьей ступени РН Сатурн-5 (транслунная инжекция). Он отработал почти 6 минут (342 секунды). На снимке: Вид Земли с околоземной орбиты до перехода «Аполлона-16» на траекторию полёта к Луне. ![]() Ещё через 25 минут астронавты начали перестроение отсеков — манёвр, когда командный модуль отделяется от адаптера третьей ступени, внутри которого находится лунный модуль, отходит от него, разворачивается в автоматическом режиме на 180°, стыкуется с лунным модулем и затем отделяет его от третьей ступени. На снимке: лунный модуль после раскрытия и сброса адаптера третьей ступени перед стыковкой с командным модулем. Смотрите видео: ![]() На снимке: третья ступень РН Сатурн-5 удаляется после отделения от корабля Аполлон-16. ![]() В результате транслунной инжекции Аполлон-16 перешёл на траекторию полёта к Луне. Скорость корабля в этот момент составила 36 360 км/ч (10,1 км/сек). На снимке: вид Земли в начале полёта Аполлона-16 к Луне. В центре снимка Калифорнийский залив. ![]() Интересно, что Земля удаляется быстрее, чем поворачивается вокруг своей оси. В центре этого снимка всё тот же Калифорнийский залив. Можно было бы предположить, что эти снимки сделаны ровно через сутки, но вид облаков на них совершенно одинаков, в то время как фазы Земли разные. ![]() В 59 часов 19 минут 45 секунд полётного времени, Аполлон-16 пересёк границу, за которой гравитационное воздействие Луны на него стало больше земного. ![]() Переход на лунную орбиту произошёл в 74 часа 28 минут 27 секунд полётного времени над обратной стороной Луны. Фотография, которую астронавты Аполлона-16 тогда сделали стала одной из лучших фотографий обратной стороны Луны. ![]() В конце второго витка, также над обратной стороной Луны, астронавты осуществили манёвр изменения параметров окололунной орбиты. С помощью включения двигателя основного блока на 24,2 секунды корабль был переведён на орбиту снижения с апоселением 109 км и периселением 19,8 км.. На снимке: Лунные кратеры Нагаока (слева вверху) и Ван Гент (справа внизу). ![]() Лунный кратер Ричардс (диаметр 16,8 км). ![]() Море Облаков к западу от кратера Ласселл C освещённое чрезвычайно низким Солнцем. ![]() После завтрака, на 10-м витке, астронавты надели скафандры, Янг и Дьюк перешли в лунный модуль и начали готовить его к отстыковке и посадке. Опоры посадочной ступени лунного модуля были приведены в рабочее состояние (до этого они были сложены). Расстыковка состоялась в начале 12-го витка, в 96 часов 13 минут 31 секунду полётного времени. На снимке: лунный модуль «Орион» после расстыковки. ![]() КСМ "Аполлон-16" "Каспер" над кратерами Дюфай-Б (в левом верхнем углу) и Валиер (в правом нижнем углу) после расстыковки. Темный "треугольник" в левом верхнем углу - это силуэт иллюминатора ЛМ "Орион". ![]() Из-за неполадок в карданном подвесе маршевого двигателя КСМ "Каспер" спуск "Ориона" на поверхность Луны начали лишь на 16-м витке, на 5 часов 42 минуты позже, чем было запланировано. На высоте около 6000 м Джон Янг смог разглядеть детали поверхности вблизи запланированного района посадки: западный склон горы Стоун Маунтин и кратер Южный Луч. На снимке: «Каспер» и Земля над лунным горизонтом, снятые из «Ориона». ![]() На высоте около 140 метров Дьюк в свой правый иллюминатор первым увидел тень от «Ориона». Когда до лунной поверхности оставалось около 90 метров, Янг перешёл на ручное управление, вскоре повернул корабль вправо и тоже увидел тень. Это позволило лучше оценивать расстояние до поверхности и скорость снижения. С этого момента командир смотрел только в иллюминатор, а Дьюк диктовал показания приборов. На снимке: «Орион» в ожидании посадки. ![]() Перед самой посадкой Янгу пришлось облететь небольшой кратер диаметром 30 м. На высоте около 6 м он перевёл «Орион» в режим зависания и переместил его вперёд и вправо, после чего выровнял и начал сажать. Двигатель был выключен примерно через 1 секунду после сигнала «контакт». На снимке: часть кратера, который Янгу пришлось перелететь перед посадкой. ![]() В 104 часа 29 минут 35 секунд полётного времени «Орион» встал на грунт с наклоном 2,5° назад в 210 м к северу и в 60 м к западу от расчётной точки. Сразу после посадки астронавты привели взлётную ступень «Ориона» в полную готовность к экстренному взлёту с Луны на случай, если лунный модуль получил какие-либо повреждения. Окончательное разрешение оставаться на Луне ЦУП дал примерно через 13 минут после посадки. Задержка с посадкой потребовала корректировки планов и графика миссии. ЦУП сообщил Янгу и Дьюку, что вместо выхода на поверхность, который планировался сразу после прилунения, им надлежит готовиться ко сну. В оставшееся до сна время Янг и Дьюк, сняв скафандры, давали специалистам в Хьюстоне подробные геологические описания окружавшей их местности, после чего поужинали и улеглись в свои гамаки — командир вверху, головой к задней стенке кабины, пилот ниже, перпендикулярно Янгу, головой к правой стенке. Оба астронавта находились в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Чтобы заснуть, Дьюку пришлось принимать снотворное. На снимке: лунный модуль «Орион» на месте посадки (фотомонтаж из снимков AS16-113-18329 и AS16-113-18330 минус LRV). Аполлон-16.
Часть 2-я. Первый и второй день на Луне.
|